29 сентября_13:30-13:55_Темза_Youproject

Развитие Эмоционального Интеллекта «Управление эмоциями в жизни и бизнесе»

29 сентября 2015, 13.30 – 13.55, открытый зал Темза

Как принять участие:

Спикер: Ирина Шелудько, владелец и генеральный директор коучинговой компании «Youproject»

«Учитесь быть в ладу с собой и своими эмоциями или что такое Эмоциональный интеллект?»


«Можно быть жертвой своих биологических реакций,
либо быть хозяином своей судьбы и обладателем биологического знания»
Эдвард О.Уилсон, автор книги «О природе человека»

Что такое «эмоциональный интеллект»? В чем разница между EI и EQ? Можно ли «скрестить» лед и пламень, разум и чувства, интеллект и эмоции? Не так давно ученые доказали: можно, и даже более того – жизненно необходимо для достижения профессионального и личного успеха.

В чем разница?

Давайте для начала определимся с терминологией.
Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence, EI) – интеллектуальное управление эмоциями. Это четко определяемая и измеряемая способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение и причины возникновения эмоций, их связи друг с другом, способность использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. [1].

Часто можно встретить еще одно определение эмоционального интеллекта с использованием аббревиатуры EQ – это коэффициент эмоциональности (Emotionality Quotient), который показывает силу проявления эмоций. [2].

Основоположники ЕI и EQ.

Понятие коэффициента эмоциональности (Emotionality Quotient, EQ) в 1985 году ввел клинический физиолог Рувен Бар-Он по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта [2].

Понятие эмоциональный интеллект (Еmotional Intelligence, EI) впервые в научную терминологию ввели Джон Майер (John D. Mayer) из Нью-Гемпширского университета и Питер Саловей (Peter Salovey) из Йельского университета, опубликовав в 1990 году совместную статью под названием «Эмоциональный интеллект». [3].

В нашей стране активное знакомство с понятием эмоциональный интеллект произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману (Daniel Goleman), который в 1995 году опубликовал книгу «Emotional Intelligence». Дэниэл Гоулман взяв за основу научную концепцию Джона Майера и Питера Саловея изложил ее в собственном видении с использованием термина Emotionality Quotient (EQ). Отмечая, что, благодаря популярности книги, интерес к эмоциональному интеллекту в обществе значительно возрос, стоит сказать, что многие научные аспекты авторов концепции были утеряны на многие годы, также, как и оригинальное использование понятия Еmotional Intelligence (EI).

Сегодня Джон Майер, Питер Саловей и их коллега Дэвид Карузо (Дэвид Caruso), автор книги «Эмоциональный интеллект – это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов» являются лидерами в научных исследованиях развития эмоционального интеллекта.

Природа и эволюция

Мы все испытываем эмоции, даже если не осознаем этого. Известный французский психоаналитик Рене Руссийон сказал: «Можно никогда не чувствовать, то что мы чувствуем». Эмоции сознательные или бессознательные влияют на наши мысли, чувства, поведение и принимаемые решения.

Эмоции – это неконтролируемая, часто заблаговременная субъективная реакция на внешние или внутренние стимулы, ситуации и любые явления окружающей действительности. Причем реакция часто настолько кратковременная, что мы не всегда способны определить момент ее возникновения. Обычно мы замечаем уже «реакцию на реакцию», т.е. вызванное эмоцией чувство, переживание, эмоциональное состояние или настроение, захватившее нас.

Природа в процессе эволюции не просто так наделила нас эмоциями: без этого молниеносного ответа нервной системы на раздражители любой процесс принятия решения был бы слишком долгим и запутанным – что могло бы стать попросту фатальным. Если бы наш далекий предок-кроманьонец, увидев несущегося на него шерстистого носорога, начал чесать в затылке и раздумывать, а стоит ли ему убежать, или все-таки лучше тут постоять, а может, у носорога добрые намерения – каковы были бы последствия?

Эмоции стоят на страже нашей безопасности, сигнализируя об опасности, дают возможность «выпустить пар», служат индикатором нашей оценки окружающей действительности. Они могут, повысив уровень возбуждения, активизировать организм для решения какой-то задачи, сделать нас сильнее и выносливее. Когда мы рассматриваем эмоции не через критерии «хорошие», «плохие», «негативные», позитивные, а через понимание какие эмоции, способствуют повышению и/или снижению нашей эффективности, а какие нет, умеем использовать эти знания и способность анализировать, так мешавшие ранее эмоции превращаются в мощный творческий ресурс и конкурентное преимущество.


Мужчины не плачут?

За развитие наших эмоций, чувств сначала отвечают родители, мы все рождаемся с определенным набором базовых эмоций, но несмотря на это мы не знаем, как они называются. И по мере нашего взросления родители называют то, что мы чувствуем. Так мы начинаем знакомиться со своими чувствами и эмоциями.

В нашей культуре в силу разных причин не принято уделять внимание эмоциям. Так были воспитаны наши родители, и их родители, и родители их родителей. «Это неприлично, девочки так себя не ведут!», «Злиться нельзя – это плохо», «Мужчины не плачут!», «Мужчина должен быть сильными. Чувства – удел слабых» – под эти и множество подобных окриков росли целые поколения. В итоге выросло немало «хороших девочек», не умеющих говорить «нет», и «брутальных мальчиков», не знающих, что такое сочувствие, считающих слабостью проявления любви, внимания и заботы. Родители просто не задумывались о эмоциональном развитии детей. Об интеллекте и физическом развитии – да, по мере сил заботились: книги, школа, спортивные секции, оздоровительные лагеря, репетиторы, институт. Эмоции же рассматривались как что-то вредное, плохо контролируемое, требующее подавления в зародыше.

Между тем именно в детстве закладывается фундамент успешного эмоционального развития. Детям необходимо учиться понимать и открыто проявлять эмоции – плакать, смеяться, изумляться, злиться и горевать. Так ребенок учиться познавать свое собственное чувственное «я», различать свои и чужие переживания, устанавливать и защищать свои границы – это помогает ему лучше понимать себя.


Пора признать

Но и во «взрослом мире» дела обстоят не лучше. Проявление эмоций в бизнесе до сих пор считается верхом непрофессионализма: «Руководствуйся здравым смыслом», «Голова должна быть холодной», «Бизнес дело серьезное, здесь не место переживаниям» – эти и другие высказывания часто можно услышать от руководителей.

Так ли это на самом деле? Только ли разум и интеллект определяет успех бизнеса?
Даниэл Канеман (
Daniel Kahneman), обладатель нобелевской премии, исследуя механизмы человека при принятии решений в ситуациях неопределенности доказал, что люди при принятии решений, не всегда руководствуются логическим интеллектом. Опыт других исследований в области влияния эмоций на принятие решений показывает, что эмоции могут как активировать, так и тормозить интеллектуальные процессы.

Исследования в психологии, нейронауках показывают, что такие эмоции как радость, принятие, интерес, доверие способствуют наиболее быстрому и эффективному принятию решений, повышению вовлеченности и мотивации, помогают нам успешно развивать свои компетенции и навыки, справляться с различными ситуациями в условиях стресса и неопределенности, однако стоит отметить, что высокий уровень радости, восторга может привести также и к временной потере контроля над собой и своими реакциями и проявляться в виде крайнего возбуждения, состояния эйфории, не способности донести свою мысль и полной не способности сконцентрироваться на чем-либо. Эмоции – страх, злость, ожидание, гнев, тревога, крайняя степень изумления порождает стресс и конфликтные ситуации, однако они же позволяют оценивать риски, принимать сложнейшие решения в экстренных ситуациях, требующих мгновенного реагирования.

Отдельно стоит остановится на такой важнейшей для развития и становления человека эмоции как интерес. Именно интерес, не мешая нашей активности, а даже наоборот усиливая ее, способствует развитию врожденных способностей и творчества, обеспечивая высокую работоспособность и вовлеченность человека. Мы способны осознавать собственную заинтересованность и испытывать ее достаточно длительное время не зависимо от силы ее проявления. Отсутствие интереса приводит к апатии, скуке, душевной пустоте и как следствие остановке в развитии.

Рассмотрим один из простых примеров проявления эмоций в бизнесе – важнейший процесс в управлении и развитии организации – делегирование полномочий. Однако в действительности часто делегирование становится невозможным для руководителя из-за отсутствия доверия своим подчиненным, заинтересованности в их развитии, или высокого уровня страха и тревоги потерять контроль и власть. И часто бессознательные реакции, и эмоции, объясняются вполне рациональными причинами в недостаточной компетентности подчиненных для решения задачи.

Доказано, что в сфере управления финансами и инвестициями эмоции играют огромную роль. Игроки на финансовых рынках будучи практически всегда в состоянии неопределенности и часто недостаточности информации в момент покупки финансовых активов испытывают мощный эмоциональный подъем в моменты роста, радость в момент покупки и восторг от обладания, тем не менее восторг от обладания может быстро перерасти в ощущения тревоги, страха в момент падения и чувство сожаления и потери в моменты продажи финансовых или других активов.

Для специалистов как на финансовых, так и на других рынках очень важно уметь понимать свое эмоциональное состояние, уметь распознавать свои чувства и эмоции, анализировать какое они в данный момент времени оказывают влияние на принимаемые решения, уметь выдерживать их накал, развивать способность управления своими эмоциями (или их последующими реакциями) для решения конкретных задач. Если же мы отрицаем существование эмоций или не придаем им особого значения, сознательно или бессознательно подавляем и игнорируем, мы теряем доступ к огромному потоку информации, а компании доступ к уникальному ресурсу.

Эмоции и эмоциональные процессы также, как и внутри отдельного человека функционируют и на уровне групп, команд и организаций. Эмоциональная жизнь организации сегодня в большинстве случаев не осознается и не принимается в расчет при принятии сложных стратегических решений, создании корпоративной культуры и миссии организаций.

Современный бизнес больше верит в «человека разумного и рационального», принимает эмоции за недостаток эффективности и старается всячески подавить любое проявление эмоциональности, тем самым подавляя творческую энергию и потенциал, способствуя накапливанию стресса, подавленного страха и тревоги, которые в свою очередь развивают чувство неполноценности и приводит к потере чувствительности.

Пришло время признать: что эмоции совершенно незаслуженно отодвинуты на периферию. А интеллект не может в одиночку справиться с комплексом стоящих перед современным человеком задач.

Пришло время признать: что в будущем более конкурентоспособными будут компании, которые развивают эмоциональный интеллект, эмоциональную компетентность у своих сотрудников, что позволит поддерживать позитивную атмосферу с сотрудниками, клиентами и партнерами, способность гибко реагировать на все время изменяющие условия и ситуации неопределенности.

Пришло время признать: что конкуренция на рынке за вовлеченный, мотивированный и заинтересованный персонал будет только расти, удерживать таланты будет еще сложнее, а потребность людей получать удовольствие от работы будет больше. Сегодня и ученые, и дальновидные менеджеры уже не сомневаются: именно сочетание интеллекта с эмоциями обладает наибольшим потенциалом – как в профессиональной, так и в личной жизни человека.

Структура эмоционального интеллекта

Авторы научной концепции развития эмоционального интеллекта Йельского университета, в рамках которой эмоциональный интеллект определяется как когнитивная способность, выделяют четыре ветви эмоционального интеллекта:
1 ветвь распознавание (идентификация) эмоций, как своих эмоции, так и эмоций других людей.

2 ветвь анализ и понимание эмоций, т.е. причинно-следственная связь. Это ответ на вопрос «Из-за чего эта эмоция возникла?»
3 ветвь – управление эмоциями. Переход из одной эмоции в другую и регулирование силы, или выбор реакций в ответ на эмоциональные стимулы в рамках конкретной ситуации или задачи.

4 ветвь – это использование эмоций для конкретных задач и повышения эффективности деятельности. Разные эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем. Для развития и свободного использования четвертой ветви необходимо развить первые три.

Нам взрослым и серьезным людям, довольно сложно поверить в собственное плохое знание или понимание своих эмоций. На первый взгляд, что тут сложного? Тем не менее, попробуйте провести эксперимент: весь день внимательно наблюдая за собой, отмечайте каждые пару часов, что вы сейчас чувствуете, какую эмоцию, анализируйте, пытайтесь сразу же дать ей название, определив причины ее возникновения. Вы удивитесь, насколько непросто это сделать!

Практика показывает, что большинство людей, начавших осознанно наблюдать и исследовать свои эмоции в конкретный момент времени (не просто я чувствую себя хорошо или плохо), отмечают следующее: «Я не знаю, что именно сейчас чувствую», «Это сейчас грусть? Печаль или принятие? Страх или тревога?», «А сейчас это состояние радости или уж восторга, счастья?» «Я сейчас злюсь, но почему?» По факту способность взаимодействовать с эмоциональной информацией и собственными эмоциями оказывается достаточно невысокой. Возьмем, например, людей с синдромом Аспергера: они практически лишены способности распознавать собственные эмоции и не умеют считывать эмоции окружающих – из-за отсутствия этой информации им крайне сложно социализироваться и, в итоге, вообще ориентироваться в мире людей. Так плохое знание своих эмоций – и, как следствие, реакций на них – делает нас легкой добычей для разного рода манипуляторов и лежат в основе любого неэффективного взаимодействия. Влияет на нашу трудоспособность, здоровье и удовлетворение жизнью в целом.


Учимся управлять

Мы не можем контролировать свои эмоции, мы не можем запретить себе чувствовать. Можно сколько угодно раз говорить: «Не бойся!», «Не злись!» мы не перестанем бояться и в большинстве случаем начнем еще больше испытывать гнев или страх.

Хорошая новость в том, что, эмоции плюс интеллект способны на дружественный и долгосрочный союз, способствующий успеху — высокоразвитый эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект, можно развивать, используя энергию и ресурс эмоций на созидание и решение личных, профессиональных и творческих задач. Вооружившись интеллектом, мы можем, начав с самого простого первого шага изучения азбуки эмоций, развивать осознанную способность распознавать, анализировать и управлять своими и чужими эмоциями, использовать эмоции для решения конкретных задач, делая свою профессиональную и личную жизнь ярче, счастливее и успешнее.

Автор
Ирина Шелудько, МВА специализация «Управление человеческими ресурсами» Профессиональный коуч
Сертифицированный тренер по развитию Эмоционального Интеллекта (E.A.C.E.I.P.) Владелец и генеральный директор коучинговой компании «Youproject»
Президент Российского отделения Международной Федерации Коучинга (ICF Russia Chapter) Партнер Международного центра «Креативные Технологии Консалтинга» по развитию Эмоционального Интеллекта в России

  1. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., 1997*.
  2. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto, Canada: Multi-Health Systems, 1997*.
  3. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York: Cambridge University Press, 2000. P. 396–422*.

* Источник ссылок сайт Международного Центра «Креативные Технологии Консалтинга»

 
Купить билет на Выставку или Программу ПЛЮС (включает вход на выставку)