Business Speech

Эссе о подходе к обучению. Edutainment как метод

Человечество не может развиваться без обучения, открытия новых орудий, приобретения навыков и передачи знаний. Любое общество, компания или отдельный человек, которые хотят преуспеть, стараются развиваться и быть в курсе всех новостей. Кто испытывает потребность в актуальных знаниях и навыках, может выбрать любой способ: от классического образования до роликов на YouTube. В образовательной среде существуют свои мода и тренды. Предложение активно подстраивается под спрос, существуют тренинги на любой вкус: нетворкинг, командная работа,  тактика переговоров, личностный коучинг, бережливое производство… Общество активно развивается, технологии меняют мир – стерты границы и доступна любая информация. Уже не соблазнить «тайным знанием». Знаний и информации вообще стало слишком много. И при этом появилось поколение, выросшее на гаджетах, у которых в голове «восьмисекундный фильтр», они вообще не могут долго концентрироваться! Мы начинаем замечать, что привычные форматы – многодневные семинары и тренинги – становятся слишком сложными, тяжелыми, да и просто скучными. Людям непросто длительное время удерживать внимание на информации, даже полезной.

Мы считаем, что наилучший метод обучения сегодня это edutainment. Сочетание полезного содержания и яркой запоминающейся подачи. Edutainment состоит из двух слов: «education» (обучение) и «entertainment» (развлечение). Необходим очень точный микс этих составляющих, чтобы не произошло превращения в пропаганду или досуговое времяпрепровождение. Можно сказать, что этот подход был отчасти дискредитирован в России, потому что был использован для фана, игры ради игры. Основная же задача edutainment – подключить все каналы восприятия, затронуть эмоции. Когда задействованы эмоции, легче фокусироваться на главном, запоминать существенное и получать удовольствие. Да, удовольствие! Зачастую в образовательном процессе совсем о нем не думают, принято считать, что получение знаний обязательно связано с усердным протиранием штанов и пыльными учебниками. Однако обучающий процесс может быть динамичным, увлекательным и живым!

Edutainment использует инструменты из сфер, которые веками воздействовали на ум, сердце и душу людей; обращается к драматическим приемам, задействует звуковые и световые эффекты, вовлекает участников в действие. Во время таких мастер-классов и обучающих программ некогда скучать, ведь все вовлечены в игру, где важны и действия, и размышления, и импровизация. Именно такое сочетание элементов приводит к обучению с удовольствием.

У edutainment есть еще одно важное отличие от классического подхода к образованию. Классический подход часто грешит формализмом, приводит примеры далекие от жизни, «поезд, идущий из точки А в точку Б», оперирует абстрактными понятиями. Edutainment пользуется всеми приемами для оживления информации: визуализацией, яркими метафорами, сменой интонаций, жестами, музыкой. Только edutainment может не просто дать информацию или инструментарий (навык), edutainment может привести к эмоциональному потрясению, подарить переживание инсайта. Можно долго объяснять материал, а можно показать такую метафору, которая сработает как ключ и приведет к моментальному озарению. Методами edutainment можно напрямую «разговаривать» с сердцем, обращаться к жизненному опыту и тут же менять его, предлагая посмотреть на знакомые предметы с другой стороны. Edutainment плотнее работает с образами, с более универсальным «языком» передачи информации, чем текст на слайдах презентации.

Ведущий edutainment-программы — не тренер или строгий учитель с указкой. Не просто проводник информации и не транслятор. Такой ведущий — источник энергии, заражающий ею окружающих. Зароняющий идеи, увлекающий возможностями, приглашающий попробовать, поиграть!

И если вы думаете, что играть могут только дети… Оглядитесь. Игры – это серьезно. Игровые техники становятся чуть ли не важнее военных. С их помощью удерживают внимание, собирают информацию, повышают продажи. Маркетологи успешно геймифицируют нашу жизнь: взрослые люди ловят покемонов и собирают прилипал в «Дикси», дисциплинированно шагают с фитнес-браслетами, получают почетные «должности» в Foursquare и TripAdvisor. Люди привыкают, что развлечение становится частью жизни. Не стоит их лишать этого в обучающих программах.

Edutainment – тот способ, который позволяет оптимально смешивать обучение и удовольствие. При помощи сбалансированного сочетания этих элементов, обучение может быть не только узнаванием, но и  переживанием. Не только навыком, но и опытом. [А опыт, как говорится в грузинской поговорке, лучше удачи.]

Или [Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений] (прим. это уже таджикская или арабская поговорка).