Корпоративный университет НИКАМЕД

21 век корпоративного обучения и развития. Смена парадигмы

 

«Звездные войны»

 Сегодня корпоративные университеты начинают активно играть на  территории,  которую раньше занимали  исключительно тренинговые  компании. На профильных рынках это не единичные случаи, а вполне  очевидный тренд. Не секрет, что рынок внешних провайдеров тренинговых и консалтинговых услуг сильно изменился за последние 5 лет: корифеи, сформировавшие отрасль бизнес-обучения, постепенно отходят от дел, их наследники – помельчали. За это время серьезно выросла экспертиза на уровне корпоративного обучения.  Крупнейшие компании, изначально создавшие корпоративные университеты, вывели их в открытую битву с хедлайнерами на консалтинговом рынке T&D. Сегодня корпоративные университеты Сбербанка, МТС, РУСАЛа, Альфа-банка, РЖД, Академия Росатома и другие успешно обучают другие компании, работающие с ними на одном рынке.

Такая тенденция на рынке обучения кажется весьма странной, если не сказать смелее — предреволюционной. Создадут ли корпоративные университеты серьезную конкуренцию  крупным T&D провайдерам? И вообще, зачем компании стали открыто делиться своим опытом, по факту, взращивая вокруг себя конкурентную среду?

Принцип домино или точка паритета?

Сначала все-таки о внешних предпосылках, которые формируют тренды не только на рынке T&D, но и в бизнесе, да и нашей жизни. Основной тренд четвертой промышленной революции – это размывание границ. Мы это видим на всех уровнях, будь то государственные границы, принадлежность к полу, образ жизни — работа – досуг, обучение. Если говорить о бизнесе,  конкуренция между участниками рынка поместила их в единое информационное поле, показала точки партнерства и помогла понять главное – они формируют отрасль, и выгоднее это делать вместе. Итак, в битве за лидерство конкуренты стали объединяться в команды. Чем команда больше и профессиональнее – тем выше шансы на победу.

Игра по своим правилам.

Варианты партнерства бывают разные, но самое взаимовыгодные и надежные – это альянсы, замешанные не только на финансовой составляющей, но и на общей идеологии. Одни ценности, одни стандарты, одни технологии, (как в «Маугли» — «Мы с тобой одной крови!») влекут компании в одно поле тяготения, и центрами орбиты становятся корпоративные университеты. Это логично, потому что именно они обеспечивают всю систему синергией экспертного опыта. Корпоративные университеты генерируют единую систему координат, правила игры и условия победы в ней, транслируя их на отраслевое пространство.

Стратегическую ценность корпоративных университетов, как поляризующей точки для поиска и взращивания единомышленников, бизнес понял раньше. Первым, кто начал обучать партнеров, поставщиков и клиентов стал Корпоративный университет General Electric. В своей книге «Jack: Straight from the Gu», Джек Уэлч, легендарный глава General Electric сравнил его с кофейником, который не только фильтрует напиток, но и распространяет аромат, притягивающий людей.

 

Применительно к нашему рынку, в качестве одного из первых значимых примеров вспоминается компания «Русьимпорт», которая в 2005 году начала системно обучать своих партнеров. Рынок отреагировал скептически, однако, начало было положено.

 «Остаться в живых»

В корпоративном обучении также происходили изменения, которые влияли на рынок T&D. Оно трансформировалось под натиском новых технологий, экономических кризисов и даже демографических процессов.

Основным «черным лебедем» начала нового тысячелетия для российского рынка стал кризис 2008 года. Компании сокращали  расходы на персонал. К этому моменту интернет-покрытие в городах-миллионниках было уже достаточно плотным, что открыло новые возможности для менее затратного онлайн-обучения. На какое-то время рынок погрузился в большую иллюзию, того, что дистанционное обучение способно эффективно заменить тренинговые форматы.

Параллельно с этими процессами началась эра  Кремниевой Долины, которая стала тренд сеттером всех передовых технологий — от публичных выступлений Стива Джобса, подкасты которого слушали миллионы человек во всем мире и  заканчивая бумом цифровых технологий,  agile-манифестом, и массовым развитием электронного обучения.

Первая тенденция привела к закрытию многих  учебных центров компаний, вторая — катализировала праймериз digital-форматов на ближайшее десятилетие. Таким образом, рынок корпоративного обучения начал развиваться по 2 направлениям: часть компаний передала функции обучения внешним провайдерам, развивая  наставничество и коучинг руководителей и сосредоточившись на развитии дистанционного обучения; другая часть игроков рынка, вопреки всему, стала усиливать собственную внутреннюю функцию обучения, наращивая экспертизу.

Именно движение в этой точке предопределило дальнейшую судьбу многих компаний, и то, как они преодолели следующий кризис 2014 года.

Вызов миллениалов.

Нельзя не упомянуть о еще одной тенденции human resources, которая уже сейчас начинает диктовать условия рынку. Нынешние реалии таковы, что, несмотря на обилие рабочей силы, кадровый голод только усиливается. Отчасти это связано с демографической ситуацией 90-х, когда произошел сильный провал в рождаемости. Сегодня компании вынуждены «играть на понижение», снижая требования к качеству персонала. И основная задача по обеспечению такого уровня подготовки, который необходим компании, ложится на функцию обучения и развития.

Нельзя не упомянуть о том, какие тенденции сейчас задает поколение Y – родившееся после 1981 года, встретившее новое тысячелетие в юном возрасте, и характеризующееся, прежде всего, глубокой вовлеченностью в цифровые технологии. Корпоративные университеты, как мотивированные, финансово обеспеченные, гибкие к внедрению новых форматов и технологий образовательные площадки, адаптировались к особенностям обучения сотрудников нового поколения быстрее классических вузов.

 «Выживают только параноики» (с)

Странным образом, но то, о чем мы с вами говорим – массовый выход Корпоративных Университетов за территорию собственных корпораций — окончательно катализировал именно кризис 2014 года. Корпоративные университеты двинулись в открытый рынок обучения, потому что компании попробовали  монетизировать собственный опыт подготовки сотрудников.

Благотворная атмосфера развития, кипевшая ранее «в кофейниках» почти в вакуумном пространстве, теперь разлилась благоухающим ароматом и стала активно собирать единомышленников, работать на повышение статуса и репутации работодателя. Ну и, конечно, зарабатывать деньги. Но для конкуренции с крупными T&D игроками  им пришлось четко определить свое позиционирование на рынке.

Секретные материалы.

Преимущество отраслевого корпоративного университета четкое и бесспорное, поскольку он представляет собой концентрированный бизнес-опыт и дает контроль результатов – то, чего нет у внешних провайдеров. Обучение у лидера рынка – более эффективное вложение сил и средств, нежели приобретение универсальных знаний от  внешних провайдеров, которые потом необходимо отфильтровать и адаптировать к реалиям отрасли. Зачем, если есть желающие поделиться своим know how.

Все чаще на рынке встречаются внешние провайдеры, которые предлагают, по сути, старые технологии в новых упаковках. А бизнес хочет уже совсем иное — не «дайте что-то новенькое», а дайте то, что точно будет работать, с конкретными чек-поинтами и KPI.

Корпоративные университеты создают программы непосредственно для своей целевой аудитории с учетом её параметров и особенностей. В результате на всех участках — от стажеров до руководителей — происходит гораздо более интенсивный  рост внутренней экспертизы, чем может принести внешний провайдер.

Собственно, по этим же причинам тренер корпоративного университета востребованнее в профильном сообществе, чем тренер от внешнего провайдера.

Университет НИКАМЕД. Многое объясняет ©

Для примера сошлемся на опыт  Корпоративного университета НИКАМЕД – крупнейшей обучающей площадки сотрудников ортопедического рынка. Компания НИКАМЕД начала свой путь 20 лет назад – ровно тогда, когда в России начало развиваться корпоративное обучение, и прошла вместе с ним все этапы его становления.

Все мы помним нашу страну двадцать лет назад – в лихие девяностые нас всех лихорадило так, что бизнес даже и не думал о таких высоких технологиях как корпоративная культура, прокачивание soft skills персонала и корпоративные университеты. Новые технологии рванули сквозь открывшиеся границы в нашу аскетичную пост-советскую жизнь, и вместе с ними начали проникать доселе не изведанные направления бизнеса, в том числе ортопедия.

Сегодня Группа компаний НИКАМЕД – компания с лидирующими позициями в ортопедическом бизнесе (включающая  собственное производство, розничную ортопедическую сеть ОРТЕКА,  комплексный портфель ортопедических брендов ведущих мировых производителей.) С самого начала мы столкнулись с  необходимостью обучения специфике ортопедической продукции:  необходимо было подготовить собственных сотрудников,  медицинское сообщество и потребителей. Для этого в 2006 году был создан учебный центр, который развивался вместе с ортопедическим рынком.

Сегодня Университет НИКАМЕД  — первый отраслевой университет рынка ортопедии.  Мы объединили три  важнейших составляющих – наших лучших профессионалов, современные технологии обучения и ценнейшие знания, которые наша компания обрела за 20 лет деятельности.

Общая база регулярно проходящих обучение в Университете НИКАМЕД  — 145 компаний партнеров. В общей сложности создано более 100 актуальных учебных программ и 75 дистанционных курсов для многоуровневой подготовки персонала ортопедических салонов, от руководителей до продавцов-консультантов и медицинских представителей.  Для партнеров  Университет НИКАМЕД  создает концентрированную бизнес среду и основную площадку в отрасли  для  обмена опытом. Их привлекает возможность учиться  у лидера отрасли, развивая собственный бизнес до экспертного уровня, нивелируя риски и выстраивании успешную стратегию, будучи в эпицентре основных трендов рынка ортопедии.

Тема эссе выбрана нами не случайно, поскольку она не только отражает ярчайшую тенденцию рынка, но и объясняет почему Университет НИКАМЕД  принимает участие в данной номинации «Компания года», где представлены лучшие провайдеры тренингового и консалтингового рынка.

Время новых возможностей

Зачем все-таки компании отдают свои знания и помогают коллегам по рынку  пройти их собственный путь быстрее и легче? Есть одна притча, которая несет в себе ответ на этот вопрос.

Давным-давно в  одной солнечной долине жили фермеры, которым никак не удавалось вырастить хорошие подсолнухи. Все росло прекрасно – только подсолнухи получались чахлые, бесцветные с мелкими и не вкусными семечками. И вот однажды в эту долину приехал издалека еще один фермер. Он тоже посеял подсолнухи и получил урожай прекрасных крепких подсолнухов, у которых были сочные сильные стебли, огромные желтые головы ломились от пухлых семян, из которых получалось ароматнейшее масло.

Соседи страшно ему завидовали. И как же они были удивлены, что собрав урожай, вместо того, чтобы продать его, фермер раздал его своим соседям. «Сумасшедший? — думали они. – Зачем ты это делаешь? Почему ты их не продаешь, а раздаешь нам?» Он ответил: «Мне нужно, чтобы ваши поля были усеяны такими же прекрасными подсолнухами,  чтобы они, опыляли мои подсолнухи и делали их еще лучше!»

Игра с профессионалами делает тебя профессиональнее – это закон спорта. Но есть важный нюанс – именно корпоративный университет формирует то самое поле, на котором ведется игра, и создает «эффект родных стен» для своего владельца. Доказанный факт, что команды чаще выигрывают на своей территории. По этой же причине корпоративные университеты имеют преимущество перед T&D провайдерами – на      территории отрасли они мощнее и экспертнее.

Сегодня время новых возможностей для внутрикорпоративного бизнес образования, когда реализовывать накопленный потенциал гораздо выгоднее, чем оставлять внутри. Современные условия и бизнес-среда формируют конкретный запрос на те функции, которые могут реализовать только корпоративные университеты.  Наше время пришло.