«Время – вперёд, а тренингу быть!»

Быстро сказка сказывается, да небыстро дело делается.

У всех такое бывало – выходишь из кино с фразой: «Ой, как затянуто, я всё уже за час до финала понял!». Или наоборот – читаешь книгу и сам себе завидуешь, что ещё, ого, сто страниц чистого удовольствия. Понятие времени и интереса – очень субъективно, тут сложно привести какие-то нормы. При этом в любом бизнесе нам нужны единицы измерения, стандарты и правила. Особенно остро этот вопрос стоит в сфере обучения персонала. Сколько должен длиться тренинг? Можно ли делать большие перерывы в  обучении? А может, вообще провести вебинары? А нужны ли нам тренинги в принципе? Может, только модные игры, обучение по смс?

Эти вопросы бизнес часто задаёт тренеру. Сегодня мы дадим свои ответы.

Начнем с истоков. Всегда, когда появляется что-то новое, неизбежна стадия хаоса, из которой потом появится уже что-то, имеющее форму, к чему мы со временем привыкнем. Так было и с тренингами. Когда они только появились, каждый автор предлагал свой формат: сначала популярен был трехдневный тренинг, но все постепенно свелось к двухдневному формату. Это и относительно не долго — можно занять выходные (без отрыва от производства!), и можно многое успеть.

За последние годы, наверное, не осталось ни одной компании, которая бы не попробовала корпоративные тренинги. И многим стало понятно, что двухдневный тренинг – не самый удобный формат. Для сотрудников заниматься в выходные сложно и неприятно. Кроме того, для одних тем – слишком много времени, для других –мало. А занимать под тренинги два полных рабочих дня — чрезвычайно затратно для бизнеса! Бизнес сегодня функционирует с совершенно другой скоростью: контракты заключаются онлайн, переговоры проводятся по конференц-связи, количество сделок возросло, задач специалистам добавилось. Два рабочих дня на обучение — серьёзная потеря времени!

И когда старый формат не выполняет своих задач, опять наступает стадия хаоса…

Что мы видим на рынке тренинга сегодня? Тенденция отказа от тренингового формата вообще. Становится все моднее провозглашать: «Тренинги вымерли!» Замена обучения дистанционными курсами, онлайн-обучением, вебинарами. Сокращение времени обучения. Неклассические методы обучения (деловые игры, фасилитации).

Фактически — нового стандарта пока нет, поэтому давайте разберёмся с тем, что имеется.

Отказ от тренингового формата, на наш взгляд, всего лишь следование моде, хайповый подход к обучению. (Хайпгипербола, преувеличение, ажиотаж).

Мы живём в век, когда человеческого общения становится всё меньше. А живой тренинг с погружением даёт возможность испытать эффект профессиональной синергии. Одно слово, свежая идея, что-то неуловимое в атмосфере – и вот: новый вектор развития!

Особенно актуальными продолжительные тренинги становятся для руководителей. Формат открытого глубокого общения в течение тренинга позволяет руководителям сверить свой «компас», произойти сшивке целей и настроений. Зачастую на тренинге команды с участием вышестоящего руководителя решают реальные бизнес-задачи. Но чтобы переключится с текучки и вовлечься в настоящую работу, руководителям требуется дополнительное время. В таких условиях минимум двухдневное живое общение позволяет «замедлиться» и сонастроиться команде — для дальнейшей работы с еще большей скоростью.

Можно смело сделать вывод: тренинг жив и будет жить! Но неизбежно будет меняться его длительность и наполнение. Успешный бизнес-тренер будет работать в стиле «джаз»: чувствовать группу, её потребности, уметь использовать разные методы (фасилитация, игропрактики, лекции) и форматы (вебинары, смс-обучение, живое аудиторное обучение), давать важное здесь и сейчас.

И через какое-то время мы увидим новый золотой стандарт тренинга, который естественным образом вплетет современные технологии, сохраняя ценность человеческого общения.

 

Авторы: Пережогина Ольга, Медведева Катерина.