Anotta

«Время – вперёд, а тренингу быть!»

Быстро сказка сказывается, да небыстро дело делается.

У всех такое бывало – выходишь из кино с фразой: «Ой, как затянуто, я всё уже за час до финала понял!». Или наоборот – читаешь книгу и сам себе завидуешь, что ещё, ого, сто страниц чистого удовольствия. Понятие времени и интереса – очень субъективно, тут сложно привести какие-то нормы. При этом в любом бизнесе нам нужны единицы измерения, стандарты и правила. Особенно остро этот вопрос стоит в сфере обучения персонала. Сколько должен длиться тренинг? Можно ли делать большие перерывы в  обучении? А может, вообще провести вебинары? А нужны ли нам тренинги в принципе? Может, только модные игры, обучение по смс?

Эти вопросы бизнес часто задаёт тренеру. Сегодня мы дадим свои ответы.

Начнем с истоков. Всегда, когда появляется что-то новое, неизбежна стадия хаоса, из которой потом появится уже что-то, имеющее форму, к чему мы со временем привыкнем. Так было и с тренингами. Когда они только появились, каждый автор предлагал свой формат: сначала популярен был трехдневный тренинг, но все постепенно свелось к двухдневному формату. Это и относительно не долго — можно занять выходные (без отрыва от производства!), и можно многое успеть.

За последние годы, наверное, не осталось ни одной компании, которая бы не попробовала корпоративные тренинги. И многим стало понятно, что двухдневный тренинг – не самый удобный формат. Для сотрудников заниматься в выходные сложно и неприятно. Кроме того, для одних тем – слишком много времени, для других –мало. А занимать под тренинги два полных рабочих дня — чрезвычайно затратно для бизнеса! Бизнес сегодня функционирует с совершенно другой скоростью: контракты заключаются онлайн, переговоры проводятся по конференц-связи, количество сделок возросло, задач специалистам добавилось. Два рабочих дня на обучение — серьёзная потеря времени!

И когда старый формат не выполняет своих задач, опять наступает стадия хаоса…

Что мы видим на рынке тренинга сегодня? Тенденция отказа от тренингового формата вообще. Становится все моднее провозглашать: «Тренинги вымерли!» Замена обучения дистанционными курсами, онлайн-обучением, вебинарами. Сокращение времени обучения. Неклассические методы обучения (деловые игры, фасилитации).

Фактически — нового стандарта пока нет, поэтому давайте разберёмся с тем, что имеется.

  • Онлайн-обучение. Сегодня оно становится всё более востребованным. Это дешевое и быстрое решение. Но, как и у всего остального из категории «takeaway», у него есть стандартные минусы: отсутствие глубины, подстройки, возможности обратной связи. По нашему опыту, не во всех регионах и компаниях, увы, даже сейчас, в 21 веке, все хорошо с Интернет-соединением. Поэтому подобное обучение способно решать лишь несложные, часто встречающиеся задачи, которые легко стандартизировать (welcome–тренинг, ответ на претензию клиента по телефону и т.п.).
  • Сокращение времени тренинга. Темп жизни и работы не замедляется, количество вызовов, наоборот, увеличивается, поэтому часто специалисты выполняют несколько рабочих задач, и исключение такого сотрудника из «производственного процесса» обходится слишком дорого. Найти время для длительного обучения всё сложнее. Появляются альтернативные форматы: «вечерние» (несколько часов после работы) или «послеобеденные» (несколько часов после обеда). Такой формат позволяет сохранить преимущества классического тренинга — большое количество практических отработок на тренинге, при видимом снижении временных издержек. Минусы же его заключаются в падении групповой динамики, в постоянной смене состава группы, что в результате не дает должного синергетического эффекта и дополнительных инсайтов в работе команды. Усилить положительный эффект такого обучения можно качественными материалами, выдаваемыми на тренинге, домашними заданиями и правильно выбранными темами (простые, относительно данной группы, навыковые темы).
  • Неклассические методы обучения. Подобные методы, особенно игропрактики, все больше захватывают рынок. Да, ново, весело, быстро… Но это лишь проблематизация, а не обучение в том формате, что ждут заказчики! Также остро стоит проблема подготовки специалиста, способного провести качественную игру, подвести участников к важным выводам, создать пространство для безопасного обсуждения, научить техникам, необходимым группе. Как бы смешно ни звучало, очень скоро люди наиграются. И игровые элементы в тренинге останутся лишь как часть обучения: в качестве начала непростого разговора или, допустим, полезных разминок.

Отказ от тренингового формата, на наш взгляд, всего лишь следование моде, хайповый подход к обучению. (Хайпгипербола, преувеличение, ажиотаж).

Мы живём в век, когда человеческого общения становится всё меньше. А живой тренинг с погружением даёт возможность испытать эффект профессиональной синергии. Одно слово, свежая идея, что-то неуловимое в атмосфере – и вот: новый вектор развития!

Особенно актуальными продолжительные тренинги становятся для руководителей. Формат открытого глубокого общения в течение тренинга позволяет руководителям сверить свой «компас», произойти сшивке целей и настроений. Зачастую на тренинге команды с участием вышестоящего руководителя решают реальные бизнес-задачи. Но чтобы переключится с текучки и вовлечься в настоящую работу, руководителям требуется дополнительное время. В таких условиях минимум двухдневное живое общение позволяет «замедлиться» и сонастроиться команде — для дальнейшей работы с еще большей скоростью.

Можно смело сделать вывод: тренинг жив и будет жить! Но неизбежно будет меняться его длительность и наполнение. Успешный бизнес-тренер будет работать в стиле «джаз»: чувствовать группу, её потребности, уметь использовать разные методы (фасилитация, игропрактики, лекции) и форматы (вебинары, смс-обучение, живое аудиторное обучение), давать важное здесь и сейчас.

И через какое-то время мы увидим новый золотой стандарт тренинга, который естественным образом вплетет современные технологии, сохраняя ценность человеческого общения.

 

Авторы: Пережогина Ольга, Медведева Катерина.