HR — друг или враг?

HR — друг или враг?

Работа в номинации «HR-мнение года». Автор: Ирина Никитина.

Невозможно отрицать, что кризис в экономике и геополитическая нестабильность оказали негативное влияние на рынок труда. В столь сложных условиях, чтобы оставаться конкурентоспособными, работодатели вынуждены пересматривать эффективность деятельности по всем аспектам, и в первую очередь это касается персонала.
Зачастую стартовым шагом на пути к оптимизации численности штата становится сокращение HR-службы и замена её специалистом по кадровому делопроизводству. При этом руководители не понимают, что тем самым лишают себя одного из ключевых двигателей развития, ведь компетентный HR-специалист способен помочь владельцу бизнеса не только удержать занятую позицию, но и обрести победу в рыночной гонке. Подтвердить реальность данного утверждения поможет простой вопрос: «Какова основная задача бизнеса?». Ответ логичен: «Получение прибыли». Результатом же грамотной работы HR является эффективный сотрудник, и именно он влияет на размер получаемой прибыли.
К сожалению, не только владельцы компаний недооценивают роль HR. На многих форумах и в комментариях к статьям о работе можно встретить подчас агрессивно выражаемое недовольство соискателей и наёмных работников. Причинами такой агрессии могут служить отсутствие обратной связи, глупые, на взгляд кандидатов, вопросы на собеседованиях, да и просто непонимание функционала менеджеров по персоналу. Большинство людей настолько далеки от подобной работы, что считают HR-менеджера сотрудником отдела кадров, занимающегося исключительно документацией.
Безусловно, в появлении подобного отношения есть доля вины самих HR-специалистов. Невзирая на шаткую ситуацию в отрасли, HR-менеджмент ныне популярен, как никогда. Практически в каждом ВУЗе есть специальность «Управление персоналом», а на позицию менеджера по персоналу зачастую берут сотрудников без опыта работы. Разумеется, освоение любой профессии неизбежно связано с ошибками, и совершаются эти ошибки чаще всего при взаимодействии с соискателями, что и приводит последних к выводам о том, что рекрутеры ничего не умеют и только мешают. Однако негативную репутацию HR создают не только новички, но и, напротив, специалисты, давно работающие в данной сфере, но не желающие осваивать новые методы и постепенно стагнирующие на прочно занятых должностях.
Разрушить стереотипы и стать другом собственникам бизнеса и соискателям HR-специалист сможет, если поставит себя на место пользователей своих услуг.
Интернет полон статей о важности HR-аналитики, однако, как показывают исследования, проводимые различными сайтами по поиску работы, пользуются ею единицы. В такой ситуации HR становятся врагами самим себе, упуская важный инструмент влияния на руководство. Что немаловажно, оцифровка результатов собственной деятельности не только повышает ценность HR в глазах руководителя, но и даёт данные для более широкого взгляда на ситуацию, выявления узких мест, прогнозирования, а, значит, упрощения работы в разы.
То же касается и культуры общения с соискателями. Ответ на резюме, обратная связь после собеседования и доброжелательность отлично работают на HR-бренд, позволяя, например, сократить время на поиски нужного кандидата за счет рекомендаций от тех, кто не прошел отбор, но сохранил хорошее отношение к компании.
Когда все специалисты, работающие в сфере управления человеческими ресурсами, осознают эти простые истины, HR перестанет быть врагом. И на вопрос друзей: «Кем ты работаешь?», можно будет гордо заявить: «Я HR!», не получив в ответ усмешку или сочувствие.