Сергей Кулыгин

Эссе на тему «Как развиваться сегодня, чтобы быть конкурентоспособным через пять лет?»

«У нас перемены к лучшему следуют с такой быстротой, что ничто хорошее не успевает прижиться». Так писал польский журналист Хенрик Ягодзинский задолго до наступления 21 века. Несколько десятилетий усугубили ситуацию. Джамшид Гараедаги в книге «Системное мышление – как управлять хаосом и сложными процессами» отметил, что мы живём в эпоху экспоненциального роста, когда изменения наступают быстрее, чем люди успевают их освоить. Нынешний век – век космических скоростей, в области перемен в том числе. «Высокая скорость изменений» — один из главных трендов нашего времени. Бизнес-тренер, как сын своей эпохи, должен быть на волне этих изменений, а в идеале занимать проактивную позицию и работать на опережение, тем самым формируя запрос у своих клиентов (как внутренних, так и внешних). Как этого достичь?

  1. Постоянно изучать нововведения, которые внедряются или планируются к внедрению в России и за рубежом.
  2. Быть в курсе современных трендов, даже если сейчас они кажутся «нереальными» и «фантастическими».
  3. Быстро реагировать на изменения и проактивно предлагать рынку продукты и услуги, отражающие эти изменения.
  4. В личной практике применять нововведения и через призму своего опыта доносить их до клиента.
  5. Собирать лучший успешный опыт внедрения новых технологий в компаниях и доносить его до своих клиентов.
  6. Становиться для клиента экспертом по внедрению изменений.

Исследования философа и писателя Дарио Саласа Соммэра, описанные в книге «Мораль XXI века» показывают, что человечество уходит от моральных ценностей и начинает «изменять дорожную карту ценностей», подменяя одни ценности другими, меняя облик человека и его поведение. «Изменение дорожной карты ценностей» — еще одна важная тенденция нашего времени. То, что раньше считалось плохим, сейчас становится нормой.  И это наблюдается везде – от общения между людьми до ведения бизнеса. Соммэр показывает связь успеха с соблюдением моральных норм. Невозможно быть успешным, идя против моральных принципов и культуры, заложенной самой природой. Вы спросите, зачем это бизнес-тренеру?

Бизнес-тренер – это лидер изменений, вдохновляющий сотрудников на изменение себя и компаний.  Т.е. человек, способный через обучение вызвать стремление к развитию не только у отдельных сотрудников, но и в компании в целом. А если смотреть шире, то это профессионал (в лучшем своем проявлении, конечно), формирующий будущее не только отдельно взятой компании, но и всей страны. И это не громкие слова. Бизнес-тренер, являясь носителем профессиональной культуры или целого идеологического направления, способен формировать у участников новое мышление, новую культуру управления, взаимодействия с сотрудниками, клиентами, новые подходы в ведении бизнеса. Для этого бизнес-тренеру важно иметь профессиональный стержень, внутреннюю философию, идею, которой он горит и которой заражает и заряжает других на своих тренингах. Как это сформировать?

  1. Определить для себя ценности, которые требуют реализации.
  2. Сформировать идеальный образ тренера исходя их своих ценностей. Определить ведущие принципы работы и желаемый результат обучения.
  3. Продумать свой уникальный стиль ведения тренинга в рамках своей специализации.
  4. Составить индивидуальный план развития и каждый год проверять его на соответствие своим ценностям и актуальным трендам бизнес-образования.
  5. Постоянно читать первоисточники, чтобы иметь собственное мнение.
  6. Регулярно проходить обучение.

Кроме высокой скорости изменений и смещения системы ценностей, есть и другие, более специализированные тенденции, которые должен учитывать бизнес-тренер, чтобы быть конкурентоспособным через пять лет.  Назовём их «Современные тренды T&D-рынка в России».

В 2017 году вышла статья «Глазами рынка» (Взгляд компаний-провайдеров на T&D-рынок: расстановка сил и перспективы развития), в которой описано исследование компании «Тренинг-Бутик» Марка Кукушкина. По результатам этого исследования, «предстоящие рынку изменения коснутся четырех направлений: 1) трансформация «продукта», 2) изменения внутри компаний-заказчиков и 3) самих провайдеров, а также 4) «взросление» T&D-рынка. Технологизируйтесь, специализируйтесь, интенсифицируйтесь! …  решения будут технологичнее и интенсивнее, а провайдерам предстоит выбрать более узкую специализацию и углублять (а не расширять) экспертизу».

Как на это реагировать тренеру, чтобы оставаться конкурентоспособным в ближайшие 5 лет?

  1. Определить целевую аудиторию и область экспертизы, в рамках которой предстоит работать и развиваться. Предпочтительна глубокая экспертиза в 1-2 областях.
  2. Постоянно исследовать современные тренды в рамках своей и смежных специализаций. Развиваться в соответствии с этими тенденциями.
  3. Консолидировать лучшие Российские и мировые практики, адаптировать их под современные потребности рынка и внедрять в своей работе.
  4. Развивать в себе межфункциональные знания и навыки, так как многие современные направления — это микс психологии, маркетинга, нейрофизиологии и т.п., например, нейромаркетинг.
  5. Постоянно и системно работать над формированием личного бренда.
  6. Экспериментировать и создавать что-то уникальное.

«Мы должны стать частью перемен, которые мы хотим видеть в мире». Эти слова Махатма Ганди определяют главный вектор развития любого профессионала. Большая скорость изменений и смещение нравственных ориентиров – вот те глобальные тенденции, которые нужно учитывать бизнес-тренеру, чтобы оставаться «на плаву». Определить направление собственных изменений помогут тренды в области T&D-рынка: 1. Переход к узкой специализации. 2. Рост ценности личного бренда тренера. 3. Появление обилия новых интересных тренинговых программ. Именно в этих направлениях нужно развиваться бизнес-тренеру, чтобы быть конкурентоспособным через 5 лет. А в завершение хочу привести слова английского писателя и философа Олдоса Леонарда Хаксли: «Я хотел изменить мир, но понял: единственное, что точно могу изменить, — я сам».