Маргарита Иванова

Всего один навык для повышения эффективности и постоянного развития. Или «чему необходимо учиться, чтобы быть конкурентоспособным через 5 лет».

 

Лет 8 назад в одной из книг по педагогике я нашла идею, что можно научить человека всего одному навыку, и за счет этого навыка  он достигнет лучших результатов, чем люди, которые развивают конкретные компетенции.

Я бы не была столь категорична в том, что все остальное кроме этого навыка не нужно, но идея мне близка. Есть всего лишь один навык, развитие которого поможет не только постоянно совершенствоваться и обеспечивать лучшие результаты, но и учиться лучше на самые разные темы, в т.ч. на рабочем месте.

Речь идет о рефлексии. Если говорить более предметно, что такое рефлексия, то я бы сказала, что это способность  человека направлять внимание на анализ самого себя, своей деятельности в отношении состояний, мыслей, поступков, событий, результатов, последствий с целью их осмысления и изменения. Рефлексию также еще связывают с критическим мышлением. Но критическое мышление больше фиксирует внимание на внешней реальности, а рефлексия на внутренней и на собственных рычагах влияния.

 

Идея развивать навык (или я бы сказала, привычку) рефлексии сама по себе не нова. Но если мы посмотрим на рынок бизнес-обучения сегодня и содержание тренингов для руководителей и сотрудников компаний, то обнаружим, что большая часть курсов всё-таки носит более специализированный характер и мета-навык рефлексии целенаправленно не развивается. Напротив, тренеры часто приходят уже с готовыми ответами, алгоритмами поведения и внимание в этом случае сосредотачивается на изучении этих алгоритмов и их отработке. Например, алгоритмы продаж, постановки задачи, обратной связи, аргументации в переговорах и т.д..  Дело не в том, что тренеры-злодеи предлагают поверхностный подход, не развивая самую основу. Дело скорее в том, что тренеры предлагают то, что пользуется спросом. Ни один клиент ни разу не обратился ко мне с запросом на развитие навыка рефлексии для сотрудников. Это просто не приходит в голову руководству и HR. И только после встречи и объяснения с моей стороны, как это устроено, многие приходят к выводу, что это именно то, что нужно.

 

Любое обучение полезно, но часто это рыба, а не удочка. Идеальным же направлением развития человека было бы именно вооружение удочкой. Чтобы даже за пределами тренингового пространства развитие человека продолжало набирать обороты.

 

Откуда ноги растут…

 

К сожалению, этот базовый навык не рассматривается как приоритетный не только в бизнес-обучении, но и в системе образования в целом, начиная с раннего детского возраста и системы ВУЗовского образования. Оценки к маленькому человеку еще в школе приходят извне от учителя, а не за счет собственного осмысления. Внимание все время на готовых ответах и вводных, заучивании, а не на способности находить решения.  А потом эти люди вырастают и с уже сформировавшимися привычками к познанию приходят в бизнес. После такой многолетней «воспитательной» обработки переучить человека воспринимать реальность уже крайне сложно, но… все-таки возможно.

 

Про внешнюю оценку в бизнесе

 

Кстати, привычка к применению внешней оценки настолько глубоко врастает в умы людей, что тот же самый метод внешнего, а не внутреннего осмысления применяется и для оценки персонала как первый шаг к планированию развития компетенций.

Я не верю во внешнюю оценку персонала с целью определить потребность в обучении и развитии. Те же деньги, время, ресурсы можно было бы потратить на развитие само-рефлексии у участников. Пока сам человек не решил, что ему что-то важно развивать, его никакими палками не загонишь на «правильное» обучение по итогам оценки. И присутствовать на этом обучении он будет почти формально, только потому, что «отправили».
Если трезво посмотреть, какие бюджеты уходят на ассесменты, то возникает резонный вопрос, как это окупается с т.з. бизнес-результата. Если же направить те же ресурсы на развитие навыков рефлексии, то первые результаты можно получить уже почти сразу. Например:

  • По итогам каждого совещания 5 минут участники будут обсуждать, насколько эффективно это совещание они провели, и что можно сделать лучше в следующий раз.
  • После получения отказа от потенциального клиента менеджер задумается о том, что повлияло на данное решение, чтобы скорректировать свои действия в будущем или вернуть этого конкретного клиента.
  • Или руководитель будет анализировать результаты деятельности подразделений через призму своей роли и своего влияния, выявляя возможные рычаги влияния на будущее.

 

Возможности рефлексии безграничны. И рефлексия является именно тем механизмом, за счет которого движение к совершенствованию становится естественным способом организации работы, жизни в целом. А все остальные компетенции как елочные украшения крепятся на готовую цельную основу – привычку рефлексии.

 

 

Как обучать развитию навыка рефлексии и почему это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

 

Здесь может возникнуть резонный вопрос, а как именно необходимо обучать навыкам рефлексии взрослых людей. Ведь даже продвинутые психологи с соответствующим образованием и тоннами знаний часто не отличаются проявлением этого навыка на практике. Или, бывает, другая ситуация, когда человек застревает в рефлексии, теряясь в её лабиринтах, и перестает направлять энергию на деятельность, активность как таковую (не переходит к действиям, затрачивая всю энергию на анализ), что влияет на снижение результативности, если говорить о бизнес-контексте.

И вот здесь то и появляется потребность в специальных подходах к развитию и  компетентных тренерах, способных этому навыку научить. Я, кстати, нескромно считаю себя одним из таких тренеров.

Но, все-таки, секрет успеха кроется не в том, как провести тренинг на соответствующую тематику, а в том, на чем сфокусировано внимание в отношении развития: на конкретных «островковых» компетенциях или на способности человека учиться, рефлексировать, совершенствоваться в целом.

 

К сожалению, ничего принципиально нового я не сказала, чему же такому необходимо учиться, чтобы быть конкурентоспособным через 5, 10 или 20 лет. Но, может быть, эту уже давно не новую идею услышит, поймет больше руководителей и экспертов. Не только в сфере бизнес-тренингов, в сфере образования в целом. А я со своей стороны готова делиться технологиями, опытом, подходами к развитию мета-навыка рефлексии. Коллеги, приглашаю вас к диалогу и обмену опытом.

 

Маргарита Иванова

Бизнес-тренер